Безопасная эксплуатация погрузчиков. Пресс-центр - Центр сертификационных испытаний погрузочной техники

050 458 75 30

067 566 14 80

Пресс-центр

Безопасная эксплуатация погрузчиков
Анализ производственного травматизма свидетельствует о высоком его уровне при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. В соответствии с пп. 3.3.2, 3.3.3 ГОСТ 12.3.020—80 «Процессы перемещения грузов на предприятиях» работы по перемещению в... Анализ производственного травматизма свидетельствует о высоком его уровне при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. В соответствии с пп. 3.3.2, 3.3.3 ГОСТ 12.3.020—80 «Процессы перемещения грузов на предприятиях» работы по перемещению во время технологических процессов грузов массой более 20 кг и на расстояние свыше 25 м должны быть механизированы. Пункт 17.2.4 Правил охраны труда на автомобильном транспорте (НПАОП 60.2-1.28-97) определяет эту границу массы грузов — 30 кг, а п. 10.1.5 Правил охраны труда при эксплуатации баз, складов и хранилищ, выполнении погрузочно-разгрузочных работ на объектах оптовой торговли (НПАОП 63.12-1.03-96) — 50 кг. В качестве средств механизации при погрузочно-разгрузочных работах могут использоваться: средства малой механизации (штабелеукладчик, ручная тележка с подъемными устройствами); мобильные транспортно-подъемные машины (автопогрузчик или электропогрузчик; машины напольного транспорта: авто- или электрокар, электротележка), стационарное грузоподъемное оборудование (мостовой кран, кран-балка, тельфер, таль). Среди средств механизации для погрузочно-разгрузочных работ и выполнения внутрискладских операций наиболее распространены погрузчики, которые в зависимости от условий использования могут быть: сельскохозяйственные (ГОСТ 28099—89), землеройные (ГОСТ 28635—90), строительные фронтальные одноковшовые (ГОСТ 16391—80) или лопаты-погрузчики (ДСТУ 3932-2000), общего назначения (ГОСТы 24366—80, 16215—80), для работы в контейнерных и крытых железнодорожных вагонах (ГОСТ 27270—87), а также другие специальные погрузчики. Требования относительно погрузчиков с платформой с большой высотой подъема определены ГОСТ 29249—91 и межгосударственным стандартом ДСТУ ГОСТ 31203:2006; погрузчиков, работающих с наклоненным вперед грузоподъемником,— ДСТУ ГОСТ 30867:2006; землеройных погрузчиков, оборудованных боковой стрелой,— ДСТУ ІSО 8813:2003, с нагрузкой спереди — ДСТУ ІSО 7546:2003. Общие понятия о погрузчиках устанавливает ДСТУ 3997-2000 «Автопогрузчики и электропогрузчики. Термины и определения. Основные понятия», согласно которому погрузчик — это самоходная машина, предназначенная для погрузки, разгрузки и штабелирования грузов. Терминологическая база для фронтальных одноковшовых погрузчиков определена ДСТУ 2492-94 «Погрузчики. Термины и определения». Базовые требования относительно погрузочно-разгрузочных работ устанавливает ГОСТ 12.3.009—76 «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности» и вышеупомянутый ГОСТ 12.3.020—80. Автор имеет своей целью рассмотреть требования безопасной эксплуатации погрузчиков общего назначения, которые являются «авто(электро)погрузчиками с фронтально расположенным телескопическим грузоподъемником, из трех- или четырехопорным шасси и передним тяговым мостом» (ДСТУ 3997-2000). Авто(электро)погрузчики относятся к технологическим транспортным средствам, которые не подлежат эксплуатации на дорогах общего пользования и должны проходить государственную регистрацию (учет) в порядке, определенном Правилами государственной регистрации и учета крупнотоннажных автомобилей и других технологических транспортных средств, которые не подлежат эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования (НПАОП 0.00-1.09-04) и экспертному техническому осмотру представителем специализированной организации в порядке, определенном Правилами проведения технического осмотра технологических транспортных средств, которые не подлежат эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования (НПАОП 0.00-1.37-04). Кроме того, Порядок выдачи разрешений Государственным комитетом по надзору за охраной труда и его территориальными органами (НПАОП 0.00-4.05-03) предусматривает получение субъектом хозяйствования разрешения относительно способности выполнения «погрузочно-разгрузочных работ с помощью машин и механизмов» (приложение 1, п. 69). После реконструкции, модернизации или технического перевооружения погрузчика проводится его внеочередной экспертный технический осмотр. Согласно Перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденному приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28, каждый погрузчик подлежит обязательной государственной сертификации. Требования безопасной эксплуатации погрузчиков определяются нормативно-правовыми актами по охране труда, которые устанавливают порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ в отдельных отраслях промышленности, в том числе разделом 10 НПАОП 63.12-1.03-96; разделом 17 Правил охраны труда на автомобильном транспорте (НПАОП 60.2-1.28-97); ОСТ 23.33-86 «Обеспечение безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта» (НПАОП 63.1-7.26-86). Требования безопасности безрельсового напольного транспорта определены межгосударственным стандартом ДСТУ ГОСТ 30871:2006 (ISO 3691-1980) (раздел 14 Правил техники безопасности и практических указаний по использованию машин напольного транспорта). К управлению погрузчиком допускается лицо, прошедшее в установленном порядке специальное обучение и медицинский осмотр, а также имеет удостоверение на право управления соответствующей машиной. Водитель электропогрузчика должен иметь группу I по электробезопасности (п. 17.6.2 НПАОП 60.2-1.28-97), а для выполнения работ по зарядке и замене аккумуляторных батарей пройти дополнительное специальное обучение. Погрузчик, как правило, закрепляется приказом по предприятию за конкретным водителем. Если погрузчик предназначен для работы в условиях, отличающихся от нормальных условий эксплуатации, то на нем на видном месте должна закрепляться табличка с данными о специальных условиях эксплуатации и грузоподъемности для каждой из специальных условий эксплуатации. Соответствующие таблички предусмотрены на грузозахватных устройствах, а для электропогрузчиков — на аккумуляторных батареях. Работы на стационарных погрузочно-разгрузочных площадках должны проводиться по разработанным в соответствии с конкретными условиями технологическим картам, технологическим схемам, картам-схемам размещение грузов с определением проходов, проездов, мест разгрузки и зон действия подъемно-транспортных машин. Движение погрузчика на погрузочно-разгрузочных площадках осуществляется в пределах транспортных полос, которые имеют твердое и ровное покрытие с шириной проезда не менее 3 м. Минимальное расстояние проезда между стенами, оборудованием и штабелями должно быть не менее 0,8 м (п. 10.3.13 НПАОП 63.12-1.03-96), хотя п. 3.9 Правил охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте (НПАОП 63.21-1.22-07) требует, чтобы «расстояние от границы проезжей части до элементов конструкций домов и оборудования было не менее 0,5 м». Высота грузовой платформы (рампы) для автотранспорта должна быть 1,2 м от поверхности погрузочно-разгрузочной площадки, а для железнодорожного транспорта — 1,4 м от уровня головки рельсов (п. 6.4.8 НПАОП 63.12-1.03-96). Рампа со стороны подъезда автомобилей должна быть оборудована отбойными брусьями, ограничивающими задний ход автомобиля, и откидными (съемными) колесоотбойными брусьями, которые предупреждают падение погрузчика на участках рампы, свободных от транспорта; при этом размер колесоотбойного бруса на рампе должен быть 150 ? 150 мм (п. 6.4.7 НПАОП 63.12-1.03-96). Ширина рампы определяется с учетом грузооборота: при двустороннем движении — не менее 6 м (п. 6.4.5 НПАОП 63.12-1.03-96), при одностороннем — не менее 3,5 м, хотя ширина рампы «во вновь сооружаемых складах должна быть не менее 3 м со стороны железнодорожного пути и не менее 1,5 м со стороны подъезда автотранспорта» (п. 3.31 Правил охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте, НПАОП 63.21-1.22-07). Во время движения погрузчика с грузом на наклонных поверхностях (пандусах) съезд осуществляется задним ходом, заезд — передним ходом. Максимальный продольный уклон пути движения погрузчика не должен превышать угол наклона рамы его грузоподъемника (п. 6.4.10 НПАОП 63.12-1.03-96 определяет угол наклона пандуса в закрытых помещениях не более 16% и снаружи здания — не более 10%). При наличии на постоянных проездах угла наклона подъемов более 10% или других опасных мест (например, ограничений по высоте) предусматривается размещение на видном месте предупреждающих надписей (п. 14.1.5.1 ДСТУ ГОСТ 30871:2006). При наличии разницы уровней проезжей части (например, между рампой и железнодорожным вагоном) используют специальный мостик (настил) соответствующей прочности, надежно закрепленный и с поверхностью, которая делает невозможным скольжение колес погрузчика. Специальный мостик должен иметь ручки или другие эффективные средства для его безопасного перемещения, а также обеспечиваться бортиками, которые предупреждают выход погрузчика за пределы мостика (п. 14.1.5.2 ДСТУ ГОСТ 30871:2006). Масса перемещаемого груза не должна превышать допустимую грузоподъемность для данного типа погрузчика. Установка ширины грузовых вил в соответствии с шириной груза осуществляется при нахождении грузовых вил на расстоянии 0,3 м от конца вил до штабеля (груза) (п. 14.2.2.4 ДСТУ ГОСТ 30871:2006). Груз размещают равномерно на грузовых вилах впритык к вертикальной раме грузоподъемника, не допуская свисания груза более чем на 1/3 длины вил. С целью предотвращения опрокидывания погрузчика наклон грузовых вил с поднятым грузом проводится при наличии опоры под вилами. Во время движения грузовые вилы погрузчика должны быть размещены на высоте от уровня дорожного покрытия: для погрузчиков на грузовых шинах — не менее 0,25 м, для погрузчиков на пневматических шинах — не менее 0,5 м. Поднятие груза во время движения погрузчика не допускается. Подъезд к месту погрузки (разгрузки) осуществляется на наименьшей передаче. Тарно-поштучные грузы перевозятся на поддонах или в другой специальной таре, которая делает невозможным выпадение или высыпание груза во время перемещения. Для перевозки крупногабаритных грузов используют надежно фиксированные специальные удлинители стандартных вилочных захватов; для перевозки грузов цилиндрической формы — специальные захваты (например, для грузов со сквозным отверстием — штыревые захваты); для грузов с неустойчивыми опорами — подкладки или специальные рамки для упора груза при перемещении. Длинномерный груз предварительно связывают в пакет, его перемещение погрузчиком допускается только на открытых площадках. Движение погрузчика с крупногабаритным грузом, который уменьшает видимость, осуществляется задним ходом (допускается движение погрузчика передним ходом только при наличии лица, сопровождающего погрузчик). Тормозной путь погрузчика без груза должен быть не менее 0,5 м, при номинальной нагрузке — 1,0 м, при этом стояночный тормоз должен обеспечивать его надежную фиксацию. При выполнении водителем погрузчика работ по штабелированию грузов на высоте, с высокими и поштучными грузами погрузчик должен иметь защитный навес над головой водителя и защитную рамку на плите грузоподъемника. Водитель погрузчика не должен поднимать груз при отсутствии под ним просвета для свободного прохода грузовых вил; перемещать груз волоком или толканием; увеличивать массу противовеса за счет другого груза или людей; покидать машину при поднятом грузе; укладывать груз грузоподъемным механизмом непосредственно на вилы. Водитель должен предупреждать создание дополнительных динамичных нагрузок путем резкого переключения органов управления погрузчиком и использовать инвентарные грузозахватные устройства согласно технологической документации. Погрузчик не должен использоваться не по назначению. Запрещается использовать погрузчик для перемещения железнодорожных вагонов и перевозки людей (за исключением такого, где конструкция предусматривает сидение рядом с водителем). Запрещается также ставить незаторможенный погрузчик под уклон. Совместное использование погрузчиков возможно в исключительных случаях под надзором ответственного лица и при условии проведения целевого инструктажа по вопросам охраны труда. Заправка топливом автопогрузчика и зарядка аккумуляторных батарей электропогрузчиков осуществляется в специально предназначенных для этого местах с запрещением курения и использования открытого огня. В местах, где есть скопление или проходы людей, при движении погрузчика с места или задним ходом водитель должен подавать звуковой сигнал. В рабочей зоне погрузчика не должны находиться посторонние лица. Скорость движения погрузчика по территории предприятия должна быть не более 3 км/ч (п. 6.3.14 НПАОП 63.12-1.03-96), а дистанция во время движения в одну сторону нескольких погрузчиков — не менее 10 м (п. 10.3.25 НПАОП 63.12-1.03-96). При наличии в рабочей зоне освещенности ниже 32 лк на погрузчике должно предусматриваться дополнительное освещение (п. 14.1.5.3 ДСТУ ГОСТ 30871:2006). Во время перерывов в работе и после ее окончания груз, который находится на грузоподъемнике, должен быть опущен и приняты меры против случайного или несанкционированного перемещения погрузчика. Информация о техническом состоянии погрузчика перед работой и после нее должна регистрироваться в специальном журнале регистрации транспорта (согласно п. 10.3.1 НПАОП 63.12-1.03-96)*. Погрузчик как технологическое транспортное средство подлежит периодическому ежегодному экспертному техническому осмотру, по результатам которого оформляется Акт технического осмотра технологических транспортных средств и выдается соответствующий талон (пп. 5, 13, 15 НПАОП 0.00-1.37-04)**. Периодический осмотр технического состояния погрузчика должен осуществляться согласно графику, по результатам которого оформляют Карточку периодического осмотра технического состояния по форме приложения А. ДСТУ ГОСТ 30871:2006. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ определяется уровнем безопасности средств производства, профессиональной подготовкой привлеченных работников и организацией работ. Неудовлетворительная организация работ, использование подъемно-транспортного оборудования в неудовлетворительном техническом состоянии и привлечение работников без достаточной профессиональной подготовки могут стать причиной производственного травматизма. М. ФЕДОРЕНКО